October 17

20 UX-советов для долгосрочного вовлечения пользователей

Мы часто обсуждаем, как улучшить вовлечённость, удержание пользователей и рост активной аудитории, но не всегда задумываемся о том, как это сделать этично. Никому не хочется, чтобы его продукт превращался в ловушку зависимости или создавал нездоровые привычки. Давайте разберёмся, как можно разрабатывать дизайны, которые будут удерживать внимание, но при этом не превратятся в инструмент манипуляции.

Основные модели поведенческого дизайна

В мире UX существуют десятки теорий и моделей, объясняющих, как мотивировать пользователей и создавать привычки. Вот несколько из них:

The Hook Model (Нир Эяль): Модель построена на четырёх шагах — триггер, действие, переменная награда и инвестиция. Она показывает, как создаются циклы привычек.

Habit Loop (Чарльз Дахигг): Привычки формируются через три этапа — сигнал, рутина и награда.

EAST Framework(Behavioural Insights Team): Простота, привлекательность, социальность и своевременность — вот ключевые составляющие модели, которая увеличивает вовлечённость.

COM-B Model (Сьюзан Мичи и команда UCL): Поведение зависит от возможностей, возможностей и мотивации.

BJ Fogg’s Behavior Model (FBM): Поведение возникает, когда совпадают мотивация, способность и триггеры.

Nudge Theory (Ричард Талер и Касс Санстейн): Маленькие и тонкие изменения в дизайне могут мягко направлять поведение пользователей.

5 стратегий для увеличения вовлечённости

При анализе различных моделей вовлеченности пользователей становится очевидным, что они основаны на ключевых принципах, связанных с поведением, мотивацией и укреплением привычек пользователей. Эти базовые элементы лежат в основе того, как люди взаимодействуют с продуктами и услугами на протяжении длительного времени. Установив эти общие черты я сформулировал 20 универсальных советов, которые помогут удерживать внимание пользователей, не превращая продукт в ловушку. Мы сгруппируем эти советы в 5 стратегий, каждая из которых поможет вам создавать продукты, которые мотивируют и поддерживают здоровые привычки.

Создание эффективных триггеров

Триггеры — это то, что запускает действие пользователя. Без правильно настроенных триггеров вся система вовлечения разваливается. Важно разрабатывать триггеры так, чтобы они были понятны, своевременны и соответствовали потребностям пользователя.

Советы:

  1. Фокусируйтесь на внешних триггерах на ранних стадиях: Внешние сигналы, такие как уведомления и подсказки, помогают начать взаимодействие.
  2. Стимулируйте внутренние триггеры: Со временем развивайте у пользователей внутренние побуждения (например, скука, FOMO), которые приводят их обратно к продукту.
  3. Используйте проактивные и реактивные триггеры: Проактивные триггеры напоминают о себе сами, а реактивные отвечают на действия пользователей.
  4. Учитывайте контекст: Триггеры, основанные на времени, местоположении и других обстоятельствах, повышают актуальность.
  5. Персонализируйте триггеры: Индивидуальные триггеры более эффективны, чем универсальные, и значительно увеличивают вероятность вовлечения.

Повышение мотивации

Мотивация — это ключевой фактор в UX. Выделяют два её типа: внутренняя (удовольствие от процесса) и внешняя (награды и бонусы). Важно сбалансировать их, чтобы пользователь не терял интерес.

Советы:

  1. Создавайте действия, которые приносят личное удовлетворение: Внутренняя мотивация устойчива, потому что пользователи действуют ради собственного удовольствия.
  2. Подчеркните пользу от действия: Убедите пользователей, что затраты усилий оправданы получаемыми выгодами.
  3. Побуждайте к маленьким обязательствам: Маленькие шаги создают инерцию и помогают формировать большие привычки.
  4. Сделайте поведение простым: Легкость действий и понятность задач увеличивают вероятность выполнения.

Инстинктивные действия и закрепление через повторение

Одной из главных целей UX-дизайна является создание интуитивных действий, которые пользователи могут выполнять легко и почти автоматически. Это требует минимизации усилий и постоянного подкрепления обратной связью.

Советы:

  1. Сосредоточьтесь на одной задаче: Убирайте отвлекающие элементы, чтобы пользователь фокусировался на одном действии.
  2. Предоставляйте мгновенную обратную связь: Успешные действия должны немедленно подтверждаться (например, анимации или уведомления).
  3. Поощряйте рутинные действия: Простые, часто повторяемые действия становятся привычками (например, бесконечный скроллинг TikTok).
  4. Используйте динамическую сложность: Постепенно усложняйте задачи, сохраняя баланс между вызовом и достижимостью.

Вознаграждение пользователей

Вознаграждения играют критическую роль в UX-дизайне, мотивируя пользователей на повторение действий. Важно использовать вознаграждения ответственно, не превращая их в инструмент зависимости.

Советы:

  1. Используйте силу непредсказуемых наград: Переменные награды создают больше возбуждения, чем фиксированные (например, лутбоксы в играх).
  2. Геймифицируйте опыт: Баллы, значки и трофеи делают взаимодействие увлекательным.
  3. Создавайте социальные награды: Используйте признание и одобрение со стороны других, чтобы стимулировать действия.
  4. Пропорционально увеличивайте награды: По мере роста вовлечённости, награды должны становиться значимее.

Инвестиции и их влияние на долгосрочную вовлечённость

Чем больше пользователь вкладывает в продукт (время, данные, деньги), тем сильнее его привязанность. Инвестиции являются основой долгосрочной лояльности.

Советы:

  1. Поощряйте маленькие инвестиции на старте: Простые действия, такие как заполнение профиля или первый пост, усиливают привязанность.
  2. Разрешите персонализацию: Чем больше пользователь может кастомизировать опыт, тем сильнее его привязанность (например, создание плейлистов в Spotify).
  3. Создавайте долгосрочные инвестиции: Позвольте пользователям строить что-то ценное с течением времени (например, программа лояльности Booking.com).

Эти стратегии помогут вам создавать продукты, которые не только привлекают внимание, но и поддерживают вовлечённость на протяжении долгого времени. Однако, помимо эффективных методик, важно помнить об этике. Ориентируйтесь не только на удержание, но и на благо пользователя, избегая создания зависимостей и поддерживая баланс между вовлечённостью и здоровьем.


А здесь я положу все свои ссылки, которые могут быть вам интересны. Смело нажимайте, переходите, подписывайтесь, читайте, думайте. Да пребудет с вами сила космоса!

Канал о дизайне «Батя пожил, батя знает»

Мой личный блог о дизайне

Канал о фьючизайне в Телеграм

Мой блог о фьючизайне

Я на Дзене