Что такое фьючизайн, что за странное название и зачем это вот всё?
Интро в трёх абзацах
В туманном мраке цифрового пространства, в тот самый час, когда звёзды на небесах сливаются в непостижимые узоры, зарождается этот пост — крошечный, но важный фрагмент в бесконечной ткани бытия. 13 сентября 2024 года, в момент, когда энергия мысли сталкивается с искрами жизни, буквы складываются в слова, а слова, словно магические заклинания, рождают предложения. Это не просто текст; это начало нового подхода к мировоззрению и продуктовому дизайну, стартовый момент, который откроет двери в удивительное путешествие по зыбким берегам человеческих амбиций и мечт…
В какой-то такой стиль я первоначально хотел завернуть изложение своей идеи, делегировать авторство инопланетному разуму цивилизации Зенарков и от его имени постить статьи, поскольку эта новая и очень обширная тема выходит за рамки привычного человеческого мироустройства, она ближе к космосу, к вселенной. Но! Несколько раз переписав ранее написанное сначала в фантастическом стиле, потом просто в литературно-повествовательном, потом в стиле ИИ, решил вернуться к привычному мне, словоблудному и местами душноватому тону, за который заранее прошу прощения.
Так же считаю нужным ещё здесь, на берегу, договориться с вами, что если на какой-то минуте прочтения вы понимаете, что всё это звучит как бред сивой кобылы — вы закрываете страницу и переходите к чтению чего-то другого. Я уважаю ваш выбор и, естественно, не имею никакого права на осуждение. Идеи, которые я буду тут описывать очень специфические и будут поняты 0,001% читателей (и это оптимистичный прогноз), но ради этого процента всё тут и делается.
Итак, далее речь пойдёт об идее, которая не даёт мне покоя и буквально заставила меня завести этот блог с целью фиксировать всё то, что будет так или иначе связано с её трансформацией в некие осязаемые сущности, в какой-то прикладной материал, который можно применять на практике.
Да кто ты, чёрт возьми, такой?
Начну с того, что поведаю совсем кратко о себе, максимально кратко, настолько, насколько это вообще возможно. Меня зовут Андрей Аркадьев и я уже более 20 лет профессионально занимаюсь дизайном. Это мой хлеб, моё увлечение и моё ремесло. Начинал я с самых азов в маленькой провинциальной рекламной дизайн-студии на позиции технического дизайнера, где помогал с рутиной и набирался опыта, чтобы потом перейти к более серьёзным задачам. Через пару лет перешёл в геймдев, где занимался разработкой дизайна мобильных игр (к слову в этой сфере успел поработать в двух компаниях). Затем перебрался в столицу и погрузился сначала в графический дизайн, потом в интерфейсы, позже в UX/UI/CX/CI и вот это вот всё. Отработал более 8 лет в одной из телеком-компаний, потом попробовал на себе ответственность за дизайн продуктов в двух американских стартапах на позициях дизайн-лида, после нырнул в в продукты банковской сферы в области анализа личных финансов, ну и через год вернулся в телеком, но уже в экосистему другого оператора большой четвёрки в блок инновационных продуктов. Всё это я к чему? Говоря о дизайне, я говорю не от лица обывателя, а от лица человека, который в этом очень давно варится, и варится с удовольствием.
Дизайн и дизайнеры
Сразу предлагаю синхронизироваться в терминологии. Упоминая далее по тексту дизайнеров, я буду обобщать в этот термин все слои, на которые в последнее время разделилась профессия, когда речь идёт о специализациях. Графические дизайнеры, дизайнеры полиграфии, геймдизайнеры, 3D-дизайнеры, продуктовые дизайнеры, дизайнеры дизайн-систем, UX-эксперты, и прочее прочее прочее. Для меня это всё дизайнеры, которые разрабатывают дизайн. Я душой и сердцем за то, чтобы дизайнер оставался просто самим собой, без всех этих бесконечных приставок. Это может быть диз с чуть большей или чуть меньшей экспертизой в том или ином инструменте, или чуть более развитой насмотренностью и опытом в какой-то определённой области, в каком-то бизнесе, со своими индивидуальными наборами хард-скиллов и так далее.
Нельзя быть немножко поваром. Можно уметь лучше всех готовить фуа-гра или быть лучшим в приготовлении беф бургиньон, но базовый набор скиллов должен быть у любого повара и условный борщ должен приготовить любой из представителей кулинарной профессии. С дизайном так же, ты можешь быть хоть стопятисотого уровня продуктовый синьор пятирукий арт-директор и лид не покидающий пространства сцен на конференциях, но если ты не можешь сделать простой продающий баннер для web-платформы — ты не дизайнер, а говно, причём не важно продуктовое или графическое.
Итак дизайнеры. В фундаментальном понимании дизайнеры решают проблемы пользователей и бизнеса с помощью доступных средств и инструментов дизайна. И сейчас внимание. СУЩЕСТВУЮЩИХ проблем (сорян за капс). ТЕКУЩИХ проблем (ещё раз сорян). Вот буквально тех проблем, которые есть прямо сейчас, в моменте, в мгновении, в миге, в кванте, в сиюсекундушке. Эти проблемы трепетно выискиваются через исследования, интервью, наблюдения, а потом решаются, причём уже не в моменте, а итерациями, многоэтапно, растянуто по времени. Зачастую решаются уже тогда, когда у пользователей проблема либо самоустранилась через лёрнабилити (способность самообучаться), либо через присоединение другой более приоритетной проблемы (давай отрубим тебе палец, чтобы не болела голова), либо ещё как-то.
В целом посыл в том, что решения часто запаздывают, становятся неактуальными и быстро устаревают. (Молоко прокисло, пока ты его нёс и оно мне уже не нужно — я попил воды.) Пока ты проектировал супер-решение, к моменту релиза у пользователей поменялась потребность. Нужно решать уже её, и опять попадать в колесо неактуальных решений и пытаться догнать ушедший последний вагон электрички Москва-Петушки Запрос-Решение.
Фьючизайн и фьючизайнеры
Кто же такие фьючезайнеры, что такое фьючизайн и откуда растут ноги? Фьючидизайн — это буквально дизайн будущего, создание продуктов и решений завтрашнего дня и ещё невостребованных в текущее время. Процесс поиска и решения будущих проблем и их решение уже в настоящем. Это инвестирование решений, которые принесут дивиденды завтра, но не сегодня. Это отсроченная ценность.
Это не только о предсказании трендов, это о том, чтобы эти самые тренды формировать. Фьючизайн требует нового типа мышления, которое требует от дизайнеров работать на несколько шагов вперёд от текущих потребностей и ожиданий пользователей.
Представьте себе мир, где продукты и сервисы предугадывают ваши желания ещё до того, как вы их стали желать. Звучит как научная фантастика? Добро пожаловать в мир Фьючизайна, где это быстро становится нашей реальностью.
Такой подход бросает вызов всему тому, что мы знаем о традиционных методологиях дизайна. Мы должны эволюционировать из людей решающие текущие проблемы в архитекторов целевых решений. Дни ожидания обратной связи от пользователей сочтены; с Фьючизайном мы создаем продукты, которые получат стоячее ovation даже до того, как они попадут на рынок.
Конечно, этот революционный подход приходит со своими собственными ограничениями. Нам нужно развивать новые инструменты и методологии для точного предсказания будущих потребностей. Сотрудничество между дизайном, инжинирингом, маркетингом и другими дисциплинами должно стать более бесшовным, чем когда-либо прежде. И, пожалуй, наиболее importantly, нам нужно культивировать культуру, которая поощряет риск-принятие и эксперимент.
Но потенциальные выгоды бесконечны. Компании, которые адаптируют Фьючизайн рано, будут иметь беспрецедентные возможности разрушить рынки и создать совершенно новые категории продуктов. Конкурентное преимущество будет огромным, поскольку они смогут запустить продукты, которые идеально сочетаются с эмерджирующими потребностями пользователей до того, как их конкуренты даже концептуализируют это.
future + design = future design, или futuresign, или дизайн будущего
Фьючизайнеры — это всё те же самые дизайнеры (те, что не говно, выше по тексту), но у которых ко всем стандартным скиллам профессии добавляются или приоритезируются дополнительные, например:
— способность анализировать тренды с целью найти потенциальный запрос от пользователей в будущем;
— чуткость и внимание к деталям при анализе информационного фона;
— умение отделять главное от второстепенного, заполнять пробелы информации отыскивая недостающие связи логических цепочек;
— навык быстро обучаться и применять новые технологии и инструменты, ИИ (AI), большие лингвистические модели LLM);
— способность выйти за рамки привычного применения инструментов (например, попробовать скормить нейронке фото из свежей новостной статьи и позадавать вопросы, или попросить Flux сгенерировать изображение по промту, в котором вместо ключевых слов твит от условного инфлюенсера) и — профессиональное чутьё и интуиция, и так далее.
Всё это я планирую подробно описывать в отдельных постах, а пока мы лишь обрисовываем суть грубыми мазками.
Если говорить совсем простыми словами, то задача фьючизайнера научиться заглядывать в будущее, чтобы оттуда затаскивать будущие потребности и начинать их решать.
Ложка хороша к обеду, а дизайн-решение к моменту появления запроса от пользователя.
Примером подобного подхода можно рассмотреть выход на IPO компании ZOOM 18 апреля 2019 года, и пандемия COVID-2019 с последующей zoomификацией планеты и массовым уходом сотрудников на удалёнку. Цена за акцию выросла с 70 долларов до 475. В дальнейшем, правда, стоимость упала, когда вся эта исторя с ковидом поутихла, но факт остаётся фактом. Я, конечно, абсолютно не уверен, что в компании ZOOM применяли методы фьючизайна, а скорее просто попали в удачное стечение обстоятельств для своего бизнеса, но тут можно наглядно показать, как те стартапы, которые в нужное время предложили нужное решение стали крайне успешными за счёт востребованных продуктов на рынке именно в тот момент, в который в них стали нуждаться пользователи. Когда появилась потребность продукты уже были готовы. ZOOM основали не в момент пандемии, а раньше на 8 лет, поэтому продукт был уже готов и отлажен. К таким же кейсам можно отнести и Netflix, Slack и множество других оказавшихся в нужном месте, в нужное время и с нужным продуктом в руках компаний.
Поскольку способностью заглядывать за границы прошлого и настоящего большинство из нас не обладает и посмотреть немного вперёд по времени так просто мы не можем, на помощь придут достижения современных технологий и методов, на основе которых будет строиться предсказательная аналитика: машинное обучение и использование обученных моделей, анализ временных рядов, кластеризация и классификация, а также собственное чутьё и логика. Это сходно игре в шахматы, когда нужно просчитать несколько шагов соперника наперёд и заранее продумать свои ходы, чтобы в нужный момент просто передвинуть фигуру на нужную клетку.
Когда мы начнём это захватывающее путешествие в мир фьючизайна, я призываю всех дизайнеров, инноваторов и руководителей бизнеса спросить себя: готовы ли вы формировать будущее вместо того, чтобы только на него реагировать? Революция началась. Будете ли вы частью этого?
Да пребудет с нами свет и сила космоса!
А здесь я положу все свои ссылки, которые могут быть вам интересны. Смело нажимайте, переходите, подписывайтесь, читайте, думайте. Всегда следите за направлением ветра и чувствуйте грядущие перемены. Да пребудет с вами сила космоса!
Канал о дизайне «Батя пожил, батя знает»