Пришло время меньше анализировать и больше доверять чувствам и интуиции
Отдавая предпочтение чувствительности над логикой, дизайнеры могут вдохновляться мудростью старых мастеров и разрабатывать решения, которые пробуждают в нас истинное человеческое начало.
Сообщение теряется в потоке переизбытка чувств
Звуки бесконечной болтовни заполнили комнату, в которой встретились старые знакомые. Неважно, кем именно они были, важно было, что это знакомые лица, которые знали друг друга годами. Также там можно было услышать и другие звуки, такие как звон столовых приборов и звякание бокалов, когда официанты наливали нескончаемый поток алкоголя.
И вот я услышал характерный стук по микрофону, который обычно сигнализирует о том, что кто-то собирается говорить. Как оказалось, у камина проходила беседа, в то время как все остальные веселились в том же зале. На сцене находились трое уважаемых гостей: один был старшим членом парламента, другой — очень известным дизайнером, а третий — президентом организации, проводившей мероприятие.
Представленная тема касалась того, как дизайн может выступать в качестве решения актуальных мировых проблем, таких как изменение климата, и того, могут ли страны объединиться на основе своих сходств.
Однако, несмотря на попытки выступающих донести свои идеи, шум в зале не утихал. Атмосфера была накалена, и, возможно, под влиянием алкоголя, присутствующие не уделяли должного внимания выступлениям.
В этой шумной толпе находились коллеги-дизайнеры с богатым опытом, но, к сожалению, никто из них не слушал спикеров.
Рациональный ум подвержен ошибкам, так как он может сосредоточиться лишь на одной вещи одновременно.
Рациональность преобладает над эмоциями?
Жаль, что вежливость, будучи важной человеческой чертой, нередко теряет свою значимость в процессе социализации. Для технологий вежливость зачастую кажется лишним шумом, который трудно рационализировать. Это связано с тем, что из большинства диалогов можно извлечь позитивные выводы. Но как машине определить негативные моменты в этих разговорах? Дизайн, основанный на данных, может предложить решения для сложных проблем, таких как изменение климата, но его эффективность зависит от качества и интерпретации этих данных.
Данные сами по себе обладают многомерностью. Примером может служить шум в комнате: мы можем измерить его в децибелах и учесть его продолжительность, однако настоящий интерес представляет смысл этого шума. Когда слова оформляются в предложения, происходит их интерпретация. Так, в диалоге могут быть выявлены чувства, основанные на характере беседы.
Как же мы оцениваем эмоции? Обычно это делается на основе их позитивности или негативности. В дизайне часто мы представляем это через графики с эмодзи — от счастливого до грустного — чтобы отразить путь клиента в CJM. В процессе выявления болевых точек и преимуществ мы отображаем эмоции на графике и считаем задачу выполненной.
Жаль, что индустрия также упрощает оценку эмоций: как часто мы видим эмодзи в отзывах клиентов, сведенных к пятибалльной шкале? Так эмоции и бизнесовые аспекты сужаются до этих пяти символов. Это, безусловно, заметно.
Слова среди шума
Серьёзно собравшись с духом, легендарный дизайнер взял микрофон, чтобы поделиться своим ответом. Сложность для него заключалась в преодолении языкового барьера: родом из Японии, он использовал приложение-переводчик на своём смартфоне, чтобы выстроить мысли на английском языке. Это было впечатляюще, особенно учитывая его возраст, приближающийся к 70 годам. Каждое его слово требовало от слушателей особого внимания. Среди его высказываний выделялись следующие:
«Рациональный ум подвержен ошибкам, так как он может сосредоточиться лишь на одной вещи одновременно. С чувством всё иначе: оно многогранно. Вы можете ощутить стул, ковёр, напиток, покраснение лица и температуру в комнате всё сразу. Если вы ничего не чувствуете, вы не можете быть креативными. Нам нужно общее чувство как единый язык общения. Возможно, именно „дизайнерское чувство“ является правильной концепцией, а не дизайнерское мышление, которое может вводить нас в заблуждение.»
Рост тейлоризма и STEM
STEM — это акроним, обозначающий образование и профессиональную деятельность в сферах науки, технологий, инженерии и математики (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Программы и инициативы в области STEM нацелены на развитие навыков, которые важны для инноваций и экономического роста, включая критическое мышление, решение сложных задач и техническую грамотность. STEM-образование делает акцент на междисциплинарном подходе, сочетая теорию и практику для подготовки учащихся к будущим карьерным возможностям в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях.
Умение мыслить глубоко и критически часто ценится как важное качество среди людей. Многие важные технологические достижения основываются на сложных формулах и знаниях.
В истории человечества интуитивное мышление также считалось значимой способностью. Хотя его обычно связывают с искусством, это умение делать глубокие наблюдения и связывать абстрактные идеи также ведет к крупным инновациям. Поэтому важно развивать интуитивное мышление.
Однако наша образовательная система преимущественно поощряет аналитическое мышление, что отчасти связано с влиянием тейлоризма. С началом массового производства акцент на оптимизации и производительности стал основным, и аналитическое мышление стало доминирующим. В предыдущей статье я рассуждал о том, как добавление искусства и духа эпохи Возрождения, чтобы сформировать концепцию MASTER, может реформировать нашу образовательную систему. Несмотря на это, программы STEM все еще доминируют в обучении студентов.
С чувством всё иначе: оно многогранно. Вы можете ощутить стул, ковёр, напиток, покраснение лица и температуру в комнате всё сразу. Если вы ничего не чувствуете, вы не можете быть креативными.
Набор дизайнерских упражнений
Только в школах дизайна мы могли понять, как абстрактное понятие чувств может быть воплощено в дизайне. Благодаря разнообразным дизайнерским упражнениям наши преподаватели дали нам возможность выразить свои эмоции.
Одно из упражнений заключалось в использовании квадратов для передачи определённого значения в абстрактной плоскости. Рационально мыслящий человек мог бы выбрать каждый квадрат и снабдить его ярлыком, полагая, что каждому элементу нужно дать имя. Однако для человека, полагающегося на чувства, эти квадраты могут складываться в узор, выражающий такие понятия, как «безмятежность» или «опасность».
...В другом задании мы должны были выбрать два совершенно разных объекта и показать их превращение в 6-7 кадрах. Логически мыслящий подходил бы к выбору объектов, имеющих очевидное сходство, например, бутылка молока и шейкер для коктейлей, упуская при этом богатство выражения через каждую линию и трансформацию. А творческий человек мог бы выбрать объекты с различными элементами, которые чувствительно перекликаются друг с другом. Например, качели на детской площадке, превращающиеся в воющего гиббона, — более увлекательный выбор благодаря динамике движения, анатомическим особенностям и звуковым ощущениям, которые сопутствуют этому превращению.
И если вы ничего не чувствуете, вы не можете быть творческим.
От тейлоризма до Баухауcа
Эти упражнения могут пробудить в памяти любого опытного дизайнера ассоциации с Баухауcом. Баухауc был не просто стилем — это был коллектив практиков, воспринимающих дизайн как педагогический подход и почти как образ жизни, напоминающий повседневные утренние упражнения.
Подобные предварительные упражнения, как представленные выше, являются важными для развития чувствительности, необходимой для создания уникальных дизайнерских работ. Мастер Баухауза Йоханнес Иттен продвигал идею целостного образования, учитывающего разум, тело и дух, что подготавливало студентов к созданию полноценного произведения искусства. Таким образом, экспериментальный театр и игра с материалом становились неотъемлемой частью курса до начала специализации.
Вот еще одна точка зрения мастера Баухауcа, работавшего с текстилем:
«Нам нужны не просто изображения, а настоящая, живая ткань, которую можно буквально ощущать руками! Ценность ткани раскрывается через тактильное восприятие; мы должны прислушиваться к тайнам ткани и внимать звукам материалов; важно не только интеллектуально понимать структуру, но и чувствовать её подсознанием».
Отти Бергер, 1930
Таким образом, принципы Баухауcа можно было применить к любому объекту — будь то стул, музыкальный проигрыватель, театральная пьеса или графика. Баухаус объединил художников в некое сообщество, где они работали вместе через практику, совместные обеды, веселье и обучение. Уникально для 1920-х годов, здесь не существовало гендерных преград, и женщины имели равное право голоса в студиях. Этот голос стал общим языком движения Баухаус, который окреп, когда студенты стали мастерами и начали оказывать влияние на новое поколение, как, например, на Дитера Рама. Это влияние распространилось и на иностранных студентов, которые позже привнесли полученные знания в свои страны, создавая школы, чтобы внедрять аналогичные практики. Одной из таких стран стала Япония.
Японский Баухаус
Когда японские студенты Такехико Мидзутани, Ивао и Митико Ямаваки вернулись из Баухауcа, они начали преподавать в новой школе Shikenchiku Kōgei Gakuin (Школа новой архитектуры и дизайна), которую в 1932 году основал архитектор Реншичиро Кавакита. Несмотря на то что Кавакита сам никогда не посещал Баухаус, он активно продвигал его идеи в Японии, переводя ключевые тексты, такие как «Von Material zu Architektur» (1929) венгерского мастера Ласло Мохоли-Надь, и организуя обсуждения для адаптации баухаусовских принципов к японским реалиям. В результате этих усилий возникло образование kōsei, объединившее «материальное образование» Йозефа Альберса, «абстрактное образование» Василия Кандинского и подход, ориентированный на материалы, Ласло Мохоли-Надь.
Суть метода Kōsei заключалась в развитии чувствительности и внимательности к повседневной жизни. Перепроектируя привычные структуры, путем изучения человеческой деятельности через призму природы и социальных связей, он предлагал решения ежедневных проблем, опираясь на принципы технологии и феноменологии Баухауcа.
Однако, несмотря на направленность Kōsei на архитектурные дисциплины и стремление к новым способам мышления, его развитие в Японии столкнулось с трудностями в политическом климате 1930-х годов. Авторитарное правительство ограничило распространение японского Баухауcа, и вскоре Shikenchiku Kōgei Gakuin был закрыт. Тем не менее, под руководством Фукудзиро Гото, главы Ассоциации художественного образования, этот подход привлек внимание и оказал влияние на японское художественное образование.
Вернёмся к нашему современному мастеру дизайна
Неудивительно, что такие японские мастера, как Наото Фукасава, становятся ведущими фигурами в мире дизайна. Именно он, будучи приглашённым гостем на мероприятие Ассоциации дизайнерской торговли, делился своим пониманием сущности дизайна, вдохновляя новое поколение. На следующий день этот замечательный дизайнер предложил коллегам поучаствовать в упражнении, основанном на принципах Баухауза и Kōsei. Используя бамбуковые полоски и васи, участники за 100 минут создавали настольные лампы, выражая свои чувства и идеи через предоставленные материалы. Результаты были поразительны: каждая лампа имела уникальную форму и функцию, отражая индивидуальность её создателя.
Фукасаву всегда привлекал потенциал внедрения сенсорных сигналов в подсознание. Его известная работа, настенный CD-плеер Muji, ярко демонстрирует этот подход. Ощущение и действие — потянуть за шнур — вызывало знакомые ассоциации, пробуждая воспоминания. Именно благодаря таким интуитивным решениям Muji стал всемирно известным брендом.
Очарование этого ощущения близости и общности делает дизайн мощным инструментом, способным объединять людей. Это чувство можно ощущать коллективно и соединяясь с другими. Слова Фукасавы глубоко отражают скрытую ценность дизайна. Возможно, термин «дизайнерское чувство» более точно передаёт суть, чем традиционное «дизайнерское мышление».
В мире, где изменения климата, геополитическая напряженность и экономические трудности бросают вызов, стремление к бесконечному внедрению новых технологий — не ответ. Как и навязываемый повсеместно тейлоризм не решит наши проблемы. Нам необходимо обогатить «словарь чувств», позволяя нашим эмоциям и переживаниям выйти за рамки привычных шкал. В корпоративной среде мы зачастую диктуем поведение, а не наблюдаем изначальную природу вещей, что затрудняет понимание таких понятий, как любовь, доброта и честность.
Упражнения в духе Баухауса и Kōsei побуждают нас взглянуть за пределы привычных форм. Именно в этом шумном мире слова мастера дизайна способны вдохновить новое поколение, чтобы предложить миру свежие и трансформирующие решения.
Перевод и адаптация для русских читателей статьи Darren Yeo
А здесь я положу все свои ссылки, которые могут быть вам интересны. Смело нажимайте, переходите, подписывайтесь, читайте, думайте. Всегда следите за направлением ветра и чувствуйте грядущие перемены. Да пребудет с вами сила космоса!
Канал о дизайне «Батя пожил, батя знает»