Всё о продуктовом дизайне
September 28

Демистификация дизайн-процессов

Перевёл и адаптировал достойную внимания статью Бена Брюера, руководителя дизайн-команды Moonpig

Чему вы научитесь из этой статьи

Сегодня понедельник, и перед вами стоит интересная проблема клиента, которую нужно решить, но вы понятия не имеете, с чего начать. Быстрый поиск в Google по процессам проектирования, в сочетании с советами надежных коллег, оставил вас с мыслями: «Ой, только не еще один дизайн процесс, пожалуйста»

Схема дизайн-процесса в Moonpig

Ну, я вас понимаю! В последние годы, кажется, появилось все больше и больше новых способов для того, чтобы понять процесс решения проблем клиентов и выполнения «работы над продуктом», что часто оставляет вас в большем замешательстве, чем до начала. И сколько раз вы слышали, как рекрутеры спрашивают: «Можете рассказать нам о вашем дизайн-процессе?»

За 13 лет работы над дизайном продуктов как индивидуальным сотрудником, так и менеджером, я узнал о многих разных подходах к переходу от «результата, которого нужно достичь» к «проверке потенциального решения с пользователями и его итерации». В этой статье я поделюсь своими основными знаниями, советами и хитростями, которые помогут вам сориентироваться в трудностях разработки продукта.

Кратко... Не существует как такового «дизайн-процесса». Вместо этого есть множество инструментов, которые вам следует изучить, подходящие для решения разных задач в разное время. Изучайте их как можно больше (и сохраняйте любопытство для изучения новых подходов в будущем), и вы быстро станете мастером проектирования продуктов.

Что такое дизайн-процессы

Норман Нильсен описывает дизайн-процесс как способ «подхода к решению проблем с практическим, ориентированным на пользователя мышлением», который часто представлен серией этапов или шагов, помогающих перейти от обнаружения проблемы к внедрению идеи или эксперимента. И не поймите меня неправильно, дизайн-процесс может быть очень полезным инструментом, чтобы помочь структурировать этапы вашего подхода к проектированию, особенно когда вы на начальных этапах своей дизайнерской карьеры и вам необходимо что-то, на что можно опираться при принятии решений, или когда вы пытаетесь продвигать мышление о проектировании внутри вашего бизнеса.

Ниже приведены лишь несколько примеров популярных дизайн-процессов, которые были созданы и использованы многими командами по всему миру.

1. The Double diamond (Design Council)

Двойной бриллиант, фокусирующийся на 4 ключевых этапах; обнаружение, определение, разработка, поставка.

2. Continuous discovery (Teresa Torres)

Непрерывное открытие сосредоточено на двух направлениях: доставке и открытии, которые информируют друг друга и работают параллельно.

3. Triple diamond

Тройной бриллиант, дополнительный третий бриллиант к вышеупомянутому двойному бриллианту, ориентирован на разработку и внедрение продукта

4. Build Measure Learn

Build Measure Learn фокусируется на повторяющихся циклах создания чего-либо для тестирования, измерения воздействия, извлечения уроков из этого и использования этого для информирования о следующем продукте, который вы создаете.

И это только несколько примеров! Каждый из них имеет свои достоинства и предлагает схожий, но все же разный подход к проектированию продукта, но в конечном итоге они помогают достичь одной и той же конечной цели.

Полезный способ рассматривать идею дизайн-процесса — видеть его как метод, помогающий вам сделать две вещи (и об этом подробнее в следующих абзацах…):

  1. Как можно быстрее определить решение проблемы (акцент на скорости)
  2. Убедиться, что вы решаете правильную проблему с самого начала (акцент на риске)

Полезная цитата, которую я использовал в различных командах, в которых работал: «Дизайн-процесс помогает быстрее находить правильные ответы и избегать дорогостоящих ошибок». И вот в чем суть… как вы можете убедиться, что вы решаете правильную проблему, наилучшим образом и как можно быстрее?

Как дизайн-процессы одновременно помогают и мешают

Не поймите меня неправильно, хороший дизайн-процесс имеет своё место в наборе инструментов или в бизнес-процессах любой компании и часто может служить очень полезным средством для согласования мышления по нескольким командам или подразделениям в вашей организации. Когда он используется в несколько более абстрактном, высокоуровневом формате для демонстрации ключевых этапов, которые мы проходим, чтобы решать и тестировать проблемы клиентов, это может стать мощным способом вдохновить другие команды на внедрение наших лучших практик.

Однако риск возникает, когда опытные дизайнеры слишком полагаются на применение своего устоявшегося процесса к каждой проблеме, с которой они сталкиваются. Поскольку каждая проблема уникальна, требуется и уникальный подход.

Если рассматривать дизайн-процесс как способ перехода от проблемы к решению максимально быстро и эффективно, это побуждает нас думать очень по-разному о том, как мы перемещаемся между этими двумя стадиями…

  1. Сколько времени вы тратите на каждый этап?
  2. Сколько усилий вы вкладываете?
  3. Кого еще вовлекаете?
  4. Сколько исследований достаточно?
  5. Какой лучший способ тестирования вашей идеи?
  6. Как вы обучаетесь как можно быстрее? Как вы приоритизируете обучение, например, через минимально жизнеспособные продукты (MVP), пользовательское тестирование, формирование гипотез, тестирование желательности?

Вместо того чтобы думать о своем «процессе», рассмотрите инструменты, которые помогут вам как можно быстрее перейти от проблемы к решению, те, которые созданы для того, чтобы помочь вам понять своих клиентов и что будет работать для них. Что действительно поможет вам выяснить самое важное, позволяя вам перейти к следующему шагу, а не слепо следовать каждому шагу вашего процесса только потому, что это ваш процесс.

  1. Актуальны ли интервью со стейкхолдерами для этого проекта?
  2. Действительно ли вам нужно проводить первичное исследование, если эта область проблемы уже хорошо изучена?
  3. Нужно ли разрабатывать детализированные вайрфреймы, если мы можем протестировать что-то с пользователями в то же время, объединившись с инженером?
  4. Можем ли мы провести тестирование желательности, используя маркетинговые или социальные каналы, чтобы оценить интерес клиентов до проведения длительных циклов исследований или перед кодированием?

Эти (и многие другие) вопросы следует задавать вашей команде при работе над проектами в будущем. Где мы приоритизируем скорость против вложения усилий для снижения риска проблемы? Сколько времени вы проводите, обсуждая решение, прежде чем реально протестировать его? Один мой хороший друг однажды сказал: «Лучший решение — то, которое вы реализовали»

Я часто размышляю над этим, чтобы убедиться, что мы фокусируемся на правильных областях и приоритизируем правильный вид работы.

Давайте мыслить немного иначе

По сути, мы говорим здесь скорее о «дизайн-мышлении», чем о процессе дизайна. В то время как «процесс дизайна» может описывать, ЧТО вы будете делать, «дизайн-мышление» акцентирует внимание на том, ПОЧЕМУ вы это делаете.

  1. Какой результат на этом этапе моего процесса?
  2. Что мне нужно узнать, чтобы перейти к следующему шагу?
  3. Как можно быстрее прийти к выводу?
  4. Что мне нужно узнать, чтобы уменьшить риски проекта или идеи?
  5. Как этот инструмент/рамка/воркшоп/исследование поможет мне определить правильное решение?
  6. В конечном итоге... нет универсального подхода к дизайну продукта. Каждая проблема уникальна и требует разного подхода к ее решению.

Представьте, что вы механик, работающий с автомобилем. Если вы примените один и тот же диагностический подход ко всем автомобилям, то, конечно, в итоге выявите проблему, но это займет намного дольше и обойдется бизнесу гораздо дороже. Вместо этого опытные механики используют нужные инструменты, чтобы быстро сузить круг проблемы и исправить ее как можно эффективнее, выбирая правильные инструменты для конкретной задачи. Вы должны рассматривать свою работу так же: у вас есть множество инструментов в вашем арсенале, некоторые вам известны, некоторые — нет, но вы можете использовать эти инструменты стратегически, чтобы как можно эффективнее решать текущую проблему.

Один из способов, которым мы рассматриваем это, заключается в сравнении различных типов проблем или проектов, с которыми мы сталкиваемся в ежедневной работе, и их сравнении на матрице 2×2, которая помогает:

  1. Понять уровень риска, связанного с областью проблемы
  2. Понять текущий уровень знаний, который у нас есть в этой области проблемы

Классическая матрица 2х2

Эта матрица оказалась полезным способом поощрения дизайнеров к рассмотрению типа проблемы, которую они решают, прежде чем определить правильные инструменты для более быстрого перехода от А к Б.

Проблемы с высоким риском и слабо изученной областью требуют большего вложения на этапе исследования, чтобы удостовериться, что мы понимаем рынок, пользователей, на которых нацелены, через исследовательские активности, такие как:

  1. Этнографические исследования, ведение дневников, первичные исследования
  2. Подход Jobs To Be Done, Value Prop Design, Lean Canvas
  3. Сторибординг

Проблемы с высоким риском, но в хорошо изученной области могут потребовать короткой фазы исследования, чтобы удостовериться в достаточном понимании проблемы, например:

  1. Картирование пользовательских путей, построение сервисных схем
  2. Картирование эмпатии, вторичные исследования
  3. Создание вайрфреймов, быстрая наброска

Проблемы с низким риском и в хорошо изученной области могут сосредоточиться на скорости и подходе к тестированию и обучению, стремясь к принятию рисков и валидации идей через наблюдение за тем, что клиенты делают на самом деле, а не только то, что они говорят, например:

  1. Прототипирование
  2. A/B тестирование, тесты «фальшивых дверей»
  3. Партизанское тестирование
  4. Совместная работа разработчиков

Мы создаем набор инструментов для дизайна в каждой из этих категорий, чтобы помочь дизайнерам выбрать подходящий инструмент для задачи в любой момент. Подробности будут вскоре!

Аджайл-коуч, с которым я раньше работал, познакомил меня с японской цитатой и видом боевого искусства, который помог мне понять всё это более ясно... «Шухари», что примерно переводится как «следовать правилам, нарушать правила, превосходить правила».

  1. Shu (守) «защищать», «подчиняться» — традиционная мудрость — изучение основ, техник, эвристик, пословиц.
  2. Ha (破) «отделяться», «отклоняться» — разрывая с традиционной мудростью — освобождение от иллюзий, находить новые подходы.
  3. Ri (離) «покидать», «отделяться» — превосходство — движения становятся естественными, нет необходимости следовать традиционным техникам или мудрости, всё позволено.

Применяя это к дизайн-мышлению, можно описать так:

  1. Shu — Изучайте инструменты, рамки, различные процессы для решения проблем (как механик, изучающий новые инструменты в своем наборе; молоток, гаечный ключ, отвертку, понимая их назначение и как их использовать).
  2. Ha — Вы знаете и понимаете разнообразие инструментов и можете естественно выбрать подходящий для задачи, не задумываясь (как механик, берущий нужный инструмент из набора, не сравнивая их все одновременно).
  3. Ri — Вы настолько хорошо понимаете инструменты и процесс, что больше не полагаетесь на конкретные рамки для помощи, вместо этого можете создавать новые рамки или инструменты из составных частей всего, что вы изучили, уникальные для решаемой проблемы (как механик, определяющий обходные пути или новые способы решения проблемы, используя различные инструменты для преодоления проблемы).

Учитывая всё это, ваш «процесс» по сути — это просто выбор правильного инструмента в нужное время (или создание собственного инструмента!) вместо следования жесткому поэтапному процессу, который должен применяться для каждой проблемы.

Сохраняйте любопытство

Если вы ищете совет о том, как развивать свой подход к дизайну, вот некоторые мысли:

  1. Изучайте разнообразные инструменты: Погружайтесь в методики на этапах выявления проблем, приоритизации, генерации идей и валидации. Только понимая плюсы и минусы каждого инструмента (первая часть Shuhari), вы начнете их осваивать. Ведите учет освоенных инструментов, фиксируйте их в удобном месте для будущих обращений, даже создавайте свой собственный набор инструментов.
  2. Понимание своих знаний: Знайте, чего вы не знаете. Даже если у вас не было возможности использовать инструмент на практике, просто знание о его существовании — это первый шаг к обучению.
  3. Испытание новых инструментов: Рассматривайте каждый новый вызов в дизайне как возможность проверить новоприобретенные инструменты и выяснить, помогут ли они вам пройти путь от точки A до точки B быстрее и с лучшим результатом, чем предыдущие инструменты.
  4. Понимание собственных сильных и слабых сторон: Исследуйте, в чем вы сильны, а где нуждаетесь в поддержке, и ищите людей, которые могут вам помочь. Никто не является мастером на всех стадиях дизайн-мышления, и многие склоняются либо к выявлению проблем, либо к генерации идей. Ищите тех, кто дополняет ваш набор навыков, и работайте вместе, чтобы обучать и наставлять друг друга.

Соблюдая эти принципы, вы сможете развивать более гибкий и конструктивный подход к проблемам и находить новые, эффективные решения в своей работе.


А здесь я положу все свои ссылки, которые могут быть вам интересны. Смело нажимайте, переходите, подписывайтесь, читайте, думайте. Всегда следите за направлением ветра и чувствуйте грядущие перемены. Да пребудет с вами сила космоса!

Канал о дизайне «Батя пожил, батя знает»

Мой личный блог о дизайне

Канал о фьючизайне в Телеграмм

Мой блог о фьючизайне

Я на Дзене