Зачем повышать дизайн-грамотность в команде
Если вы занимаетесь UX-дизайном или продуктовым дизайном, рано или поздно вам придётся столкнуться с сопротивлением в команде. Повышение дизайн-грамотности коллег, с которыми вы работаете, — это неотъемлемая часть вашей работы, такая же важная, как и сам дизайн. И да, понимаю, что вы не ради этого пришли в профессию. Это может казаться лишним и хлопотным, но без этого никак. Почему? Потому что ясность — лучший способ преодолеть сопротивление.
Дизайнеры говорят на своём, особом языке — языке пользовательского опыта, визуальной эстетики и функциональности. Но люди, с которыми мы работаем, например стейкхолдеры, маркетологи, разработчики зачастую не понимают этот язык. И это нормально! Именно здесь на сцену выходим мы. Объясняя и обучая, мы наводим мосты и создаём общее видение, что делает процесс разработки более плавным и, в конечном итоге, успешным.
Итак, зачем?
Каждый из нас хоть раз сталкивался с непониманием и сопротивлением. И когда кто-то не принимает наши идеи, легко воспринимать это как личное оскорбление. Но чаще всего люди просто не до конца понимают, что мы пытаемся сделать. Обучение, разъяснение, прозрачность — вот ключевые аспекты работы дизайнера, которые способны не только снизить сопротивление, но и укрепить доверие.
- Прозрачность процесса создаёт доверие
Без доверия любая командная работа разваливается, а прозрачные процессы позволяют сформировать это доверие.
- Разрушение неверных предположений снижает уровень фрустрации
Когда команда полна ошибочных представлений, это часто приводит к конфликтам и разочарованию. Если все участники процесса информированы, вероятность таких ситуаций резко снижается.
- Общие цели укрепляют командный дух
Когда все понимают, почему принимаются те или иные решения, это объединяет команду и помогает достичь большего.
- Ясный план делает процесс разработки проще
Когда каждый знает, что, зачем и как делать, работа движется быстрее и без лишних преград.
Как справляться с сопротивлением через обучение
Работа дизайнера — и без того сложная задача, поэтому постоянные конфликты с коллегами только усложняют её. Важно перестать воспринимать сопротивление как врага. На самом деле, это указатель — он показывает, где не хватает ясности и взаимопонимания. Вместо того чтобы сражаться со стейкхолдерами, лучше использовать совместный подход. Дело не в том, кто прав, а в том, чтобы сделать продукт лучше.
Принять, что другие могут не знать того, что знаете вы
Это часто становится причиной разочарования среди дизайнеров. Мы можем злиться, когда люди «не понимают очевидного». Но нужно помнить, что они не обладают таким же опытом и навыками, как вы. У них нет такого же дизайнерского взгляда на мир, той насмотренности, и это нормально. Это не их работа — знать всё, что знаете вы. Это ваша работа — объяснить и связать все точки для них.
Как выглядит обучение в реальной жизни?
Обучение — это не про лекции и сложные презентации. Это про эмпатию и готовность объяснять. Это про то, чтобы показать, а не только рассказать. Вот несколько примеров того, как обучение может работать в повседневной работе дизайнера:
- Изменение брендовых цветов ради доступности
Допустим, вы разработали палитру, которая делает дизайн более доступным, но бренд-команда не хочет отказываться от привычных цветов. В этом случае лучше объяснить, что несоблюдение стандартов доступности несёт гораздо большие риски, чем незначительное отклонение от брендбука. Это может привести к юридическим проблемам или отторжению пользователей с ограниченными возможностями. Когда команда понимает, что речь идёт о минимизации рисков, разговор меняется.
- Маркетинг и SEO-команды не хотят взаимодействовать с дизайном
Дизайн-команда хочет получить данные от исследователей и маркетологов, чтобы улучшить продукт, но они не видят в этом ценности. Решение? Показать, как данные об аудитории могут улучшить дизайнерские решения. Когда дизайн основывается на реальных пользовательских данных, это создаёт конкурентное преимущество — и это именно то, что важно для любой маркетинговой команды.
- Стейкхолдеры не видят необходимости в оптимизации UX
Вы хотите переработать процесс регистрации, чтобы сделать его менее запутанным, но стейкхолдеры считают, что и так «всё работает». В таком случае важно говорить на их языке — языке бизнеса. Разбейте показатели на цифры: покажите, как улучшение пути регистрации может привести к увеличению количества регистраций и, как следствие, к росту доходов.
Сила эмпатии в работе дизайнера
Мы работаем не только с интерфейсами, но и с людьми — у которых есть свои страхи, опасения и нежелание принимать изменения. Эмпатия позволяет понять, откуда идёт это сопротивление, и помогает его устранить. Когда вы понимаете, что тревожит вашего коллегу или стейкхолдера, вам проще найти общий язык и объяснить, почему те или иные изменения необходимы.
- Сопротивление переменам — это нормально, но с этим можно работать
Перемены пугают. Люди по природе своей склонны сопротивляться тому, чего не понимают. Но вы — эксперт, и ваша задача — помочь пройти через этот процесс, показать более широкую картину. Когда вместо конфронтации вы выбираете обучение и объяснение, сопротивление становится легче преодолеть.
- Делаем процесс прозрачным, а решения — понятными
Иногда, сталкиваясь с сопротивлением, мы хотим навязать своё мнение, «продавить» его. Но эффективнее действовать иначе: боритесь не конфликтами, а ясностью. Чем прозрачнее ваши процессы и аргументы, тем меньше будет сопротивления. Люди боятся того, чего не понимают, поэтому ваша задача — сделать так, чтобы они поняли.
Строим мосты, а не стены
Обучение — это способ построить мосты между разными командами и сделать процесс разработки продуктивным и гармоничным. Это переводит взаимодействие с уровня «мы против них» на уровень «мы вместе». Когда все участники команды понимают цели и видение продукта, работать над ним становится легче и приятнее, а конечный пользователь получает более качественный результат.
- Стремитесь стать наставником для своей команды
Не нужно становиться преподавателем, но важно быть тем, кто помогает другим увидеть картину целиком. Поясняйте, что стоит за вашими решениями, вовлекайте других в процесс. Это не про увеличение объёма работы, это про повышение её значимости и эффективности.
- Сделайте шаг к ясности уже сегодня
В следующий раз, когда вы столкнётесь с сопротивлением, не злитесь. Постарайтесь объяснить. Помогите людям вокруг вас понять, почему вы принимаете те или иные решения. Покажите, как это повлияет на продукт в целом. Вы удивитесь, как быстро сопротивление исчезнет, когда люди поймут, что на самом деле стоит на кону.
Дизайн — это командная игра
Продуктовый и UX-дизайн — это не работа в одиночку. Это командная игра. А быть хорошим игроком команды — значит помочь всем участникам понимать общий план. Да, обучение коллег — это часть нашей работы. Но, делая это, вы не только облегчаете себе жизнь, но и делаете весь процесс разработки более продуктивным, слаженным и успешным.
И подведём итог
- Почему дизайнерам важно обучать свою команду?
Обучение приносит ясность и строит доверие, помогая всем двигаться в одном направлении. Оно также помогает снизить уровень сопротивления и предотвратить недопонимание.
- Как убедить стейкхолдеров в необходимости изменений?
Объясняйте в терминах рисков и выгоды. Например, расскажите, как оптимизация пользовательского пути может увеличить доходы или как улучшение доступности снижает юридические риски.
- Как справляться с сопротивлением дизайну?
Боритесь с сопротивлением ясностью. Приводите прозрачные обоснования своих решений и старайтесь обучить коллег, показывая выгоды.
- Как мотивировать другие команды, такие как маркетинг или SEO, к сотрудничеству?
Покажите, как сотрудничество пойдет на пользу и им. Например, данные маркетинга могут улучшить дизайнерские решения, что приведет к лучшим результатам для бизнеса.
- Что делать, если команда не понимает важности UX-дизайна?
Начните с объяснения подхода, ориентированного на пользователя, и того, как это напрямую влияет на ключевые бизнес-показатели — конверсию, удовлетворенность клиентов и доход.
Такой подход к обучению позволяет создать благоприятную среду для всех участников процесса, а значит, сделать продукт более успешным и полезным для конечного пользователя.
А здесь я положу все свои ссылки, которые могут быть вам интересны. Смело нажимайте, переходите, подписывайтесь, читайте, думайте. Да пребудет с вами сила космоса!